Обратная связь
+7 (800) 707-21-95
+7 (495) 956-82-49
Личный кабинет
Телефон службы поддержки
по вопросам
электронного документооборота:
+7 (910) 013-67-02 (9:30-18:00)
  • Новости
  • Обращение по банковской гарантии (май 2014)

Интервью с генеральным директором

Обращение по банковской гарантии (май 2014)

16.06.2014 "Новости отрасли"
Обращение по банковской гарантии (май 2014) В сложившейся экономической ситуации государственный заказ стал единственным стабильным источником доходов для многих субъектов малого и среднего бизнеса, позволяя им обеспечить бесперебойную работу и сохранить рабочие места. Именно поэтому количество компаний, желающих участвовать в конкурсах и аукционах по размещению государственного заказа, остается стабильно высоким.

Но далеко не все из них могут позволить себе участие в данных конкурсах и аукционах, несмотря на отличное качество предоставляемых товаров, работ и услуг: неотъемлемым условием участия во многих конкурсах (аукционах) на получение государственного заказа является предоставление банковской гарантии на обеспечения исполнения государственных и муниципальных контрактов.

Наиболее остро эта проблема стоит в территориях с недостаточно развитой финансовой инфраструктурой, где практически отсутствуют финансово-кредитные учреждения. А там, где региональные офисы банков существуют, они зачастую не имеют полномочий по выпуску банковских гарантий. Таким образом, организации из регионов с высоким уровнем банковского присутствия имеют преимущество перед остальными, что стимулирует неравенство среди участников торгов. При всем этом требования Центрального банка Российской Федерации по формированию резервов на возможные потери обязывает банки проводить анализ финансового состояния организаций перед выдачей банковской гарантии и формировать резерв на возможные потери при ее оформлении. При этом риски невозврата суммы гарантии учитываются одинаково, независимо от того, является ли бенефициар государственным органом или нет. Это приравнивает выдачу гарантии на обеспечение исполнения государственного контракта к выдаче кредита. Такой подход обязывает банки проводить полную процедуру проверки организации. В то же время, банковская гарантия должна быть оформлена максимум за 10 рабочих дней (срок с даты победы в аукционе до подписания государственного контракта), что является крайне затруднительным, учитывая все процедуры принятия решений принятые в кредитных организациях. Кроме того, все ликвидное обеспечение (при его наличии) закладывается по кредиту, используемому на закупку материалов и продукции на исполнение контрактов, и дополнительного обеспечения под банковскую гарантию у субъектов малого и среднего бизнеса просто нет.

Помимо этого многие предприниматели используют упрощенную систему налогообложения, но для анализа их финансового состояния банки все равно вынуждены требовать предоставления управленческой отчетности, оформленной в соответствии с РСБУ. Эти ограничения существенно сужают как круг потенциальных участников торгов, так и круг банков, готовых выдавать гарантии в столь «жестких» условиях, что препятствует развитию рыночной конкуренции на рынке государственного заказа.

Кроме того, вступивший в действие 44-ФЗ, с его реестром банковских гарантий, отсёк от рынка малые и средние кредитные организации, которые в основном и обеспечивали субъекты малого и среднего бизнеса банковскими гарантиями по исполнению государственных контрактов. 

По опыту, средний размер банковской гарантии  составляет менее одного миллиона рублей, а заработок кредитной организации по ее выдаче составляет не более 30 000 рублей. в тоже время, себестоимость любой кредитной операции крупного банка существенно больше этой цифры. Поэтому крупные банки, допущенные до выдачи банковских гарантий, не хотят обеспечивать субъекты СМП такими гарантиями. Порог рентабельности для крупных банков преодолевают только банковские гарантии размером не менее 3 000 000 рублей. Такая ситуация уже привела к тому, что с момента введения реестра банковских гарантий в реестр недобросовестных поставщиков в день вносятся до 22 субъектов малого и среднего бизнеса, избежавших подписание контрактов, что при среднегодовом подсчете дает более 5 000 субъектов, попавших в реестр по формальным признакам.

Внесение в реестр недобросовестных поставщиков влечет за собой уничтожение деловой репутации компании и ее учредителей и фактически означает «смерть компании», ведь с момента попадания в этот список компания и ее учредители больше не могут получить не только государственные, но и коммерческие контракты, а также не могут рассчитывать на получение никаких продуктов в финансовых институтах. Это касается не только периода нахождения в реестре, т.к. информация из госреестров навсегда остается в базах данных поисковых систем и организаций. И все это только из-за того, что банк оказался неспособным обслужить клиента и выдать ему банковскую гарантию!

Обеспечение исполнения контрактов не банковской гарантией, а денежными средствами не является выходом из создавшейся ситуации. В среднем, для нормального функционирования субъекта МСП он должен выполнять в год не менее 8 контрактов, а денежных средств на депонирование обеспечения исполнения у него просто нет. Это приводит к выполнению меньшего количества работ, нарушению производственных циклов и сворачиванию деятельности из-за нерентабельности.

Необходимо отметить также, что все кредитные организации при выдаче банковских гарантий ставят «стопы» на компании, которые ведут хозяйственную деятельность менее одного года и имеют менее 3-х выполненных аналогичных контрактов на сопоставимые суммы. Таким образом, все молодые компании не имеют возможности быть обеспеченными банковскими гарантиями, что напрямую противоречит декларируемой госполитике поддержки малого и среднего бизнеса. Кроме того, большое количество государственных контрактов имеют сезонную составляющую, и многие небольшие компании, особенно строительные, работают только в весеннее-летний период. В осеннее-зимний период они сдают «нулевую отчетность», и с точки зрения кредитной организации считаются периодически работающими, то есть относятся к самой худшей категории заемщиков. Такие организации не могут претендовать на получение банковских гарантий.

Обеспечение государственного заказа банковскими гарантиями на исполнение требует от банков выпуска гарантий общей суммой около 3 трлн. рублей, в то время как величина собственного капитала российских банков не позволяет держать на балансе объем банковских гарантий сопоставимого размера. Кстати, эта сумма также должна включать гарантии на возврат НДС, акцизные гарантии, гарантии по 223-ФЗ и прочие гарантии для бизнеса. То есть при существующих правилах расчета обязательных нормативов (Н1) российский банковский рынок просто не в состоянии выпустить требуемый объем банковских гарантий. В дополнение к вышеизложенному следует отметить, что выдача такого огромного количества банковских гарантий представляется крайне затруднительным в силу организационно-штатных возможностей кредитных организаций.

В заключение необходимо отметить, что примерно половина банков, входящих в реестр банковских гарантий и допущенных до их выдачи поставщикам государственного заказа, относятся к так называемым «кэптивным» банкам*. Исходя из специфики своей деятельности, эти банки не предназначены для работы на розничном рынке и, соответственно, они вообще не готовы рассматривать вопросы выдачи банковских гарантий сторонним от своих акционеров компаний. Периодически на рынке банковских гарантий по государственным контрактам возникают единичные «звездочки» (банки, которым интересно выдавать банковские гарантии) – они стремительно выбирают весь лимит, определенный им нормативом, «пропадают с небосвода» на несколько месяцев - и рынок вновь погружается в уныние.

Все вышеизложенные факты делают ситуацию на рынке государственного заказ поистине драматичной.

В целях совершенствования системы государственного заказа в Российской Федерации, на наш взгляд, было бы целесообразно принять следующие действенные меры:

- Включить в реестр банковских гарантий все кредитные организации, имеющие соответствующую лицензию Центрального банка РФ, а не только кредитные организации с размером собственного капитала более одного миллиарда рублей;

- Создать реестр добросовестных поставщиков и отменить банковские гарантии как форму обеспечения для поставщиков включенных в этот реестр;

- Отменить банковские гарантии как форму обеспечения для контрактов, не предполагающих выплаты аванса, размером до 5 миллионов рублей, и заменить их на 1,5 процентное денежное обеспечение, размещенное на счету оператора торгов. В случае включения в реестр недобросовестных поставщиков это денежное обеспечение будет списываться в пользу государства аналогично существующей практике по списанию средств, в случае избежания поставщиком подписания контракта;

- Разрешить государственным заказчикам принимать денежное обеспечение исполнения контракта от третьих лиц, аналогично тендерному кредитованию на электронных площадках, что позволит поставщику привлекать для обеспечения исполнения контракта заемные средства; 

 - Осуществлять отражение на балансе банков безотзывных обязательств в пользу государственных и муниципальных заказчиков только после предъявления бенефициаром требований по данным гарантиям;

- Изменить порядок расчета норматива Н1, а именно, отнесение безотзывных обязательств, выпущенных банками в пользу государственных и муниципальных заказчиков к менее рисковой группе активов, чем выпущенных в пользу иных контрагентов.

*Кэптивный банк – вид кредитной организации, созданной финансово-промышленной группой или частными лицами для обслуживания своих интересов. Название происходит от английского слова captive – «пойманный», «пленный».
В России принято называть кэптивными банки, которые используются для того, чтобы привлекать сторонние и перераспределять внутренние средства в рамках группы взаимосвязанных компаний. При этом зачастую получение собственной прибыли от банковской деятельности для таких организаций – второстепенная задача.